Своими корнями христианская Пасха
тесно связана с иудейской. Даже само название
праздника, по одной из версий, досталось христианам от
древних евреев. Иудейская Пасха символизирует исход
израильтян из Египта, где они на протяжении 430 лет, по
легенде, находились в рабстве. Согласно еврейским
преданиям, египетский фараон не желал отпускать евреев,
пока Бог не явил ему свою силу, послав на Египет 10
казней. Десятая кара была самой страшной: Господь
поразил всех младенцев-первенцев в Египте, кроме
еврейских – в каждом еврейском доме накануне был отдан
на заклание агнец, мясо которого нужно было съесть, а
кровью вымазать косяки дверей. В Библии употребляется
глагол “пасах” – “проходить мимо, миновать,
обходить”, то есть, очевидно, “кара прошла мимо евреев”.
Словом “пасах” был назван агнец, принесенный в жертву
Богу.
Сами православные христиане утверждают, что слово
“пасха” пошло от древнегреческого “пасхо”
/страдать/. Именно при такой трактовке идея празднества
сводится к страданиям Иисуса Христа.
Расхождение православных христиан с иудеями возникло не
на пустом месте, оно имеет свою историю. На
протяжении первых трех, четырех, даже пяти поколений
христиан Пасху одновременно праздновали и евреи, и
христиане. И только во втором веке, в Риме,
христиане начинают праздновать Пасху особо от иудеев.
Первым, кто ввел празднование христианской Пасхи в
воскресение, был римский епископ Сикстус,
возглавлявший римскую церковь с 116 по 126 год н.э.
Епископ ссылался на “неправильность” иудейской веры и
мотивировал это тем, что “иудеи отвергли Иисуса как
спасителя”. Сикстус вместе с римским императором
Адрианом вел ожесточенную “войну” против еврейских
обычаев и праздников.
Однако перенос даты празднования Пасхи не был принят
всеми поместными собраниям империи. Со временем
расхождения относительно дня празднования Пасхи возникли
в лоне самой христианской церкви. Так, европейские
католики праздновали обязательно в воскресенье, в Малой
Азии христиане праздновали Пасху на следующий день после
еврейской пасхи. И этот день часто был будним.
В 325 году император Константин I повелел всем
христианам отмечать Пасху по римскому обычаю, в
ближайшее воскресенье после Пасхи иудейской.
Тогда-то и родился термин - "квартадециманы". На латыни
так назвали тех, кто праздновал Пасху ближе к иудеям, в
переводе на русский язык - "четыренадесятидневники”, то
есть те, кто празднуют 14-го нисана /месяц еврейского
календаря/.
В средние века католическая церковь по указанию папы
Григория XIII перешла на новый стиль летосчисления.
Все католические страны приняли григорианский календарь,
более точный с астрономической точки зрения. Россия
стала жить по григорианскому календарю лишь после
революции, поэтому православная церковь традиционно
ведет свой календарь по “старому стилю”. Разница между
григорианским и юлианским летоисчислением составляет 13
дней.
Совпадения в праздновании дня католической и
православной Пасхи обусловлены совпадением лунного и
солнечного /обычного/ календарей. Что это значит:
даты празднования католической и православной Пасхи
исчисляются по лунному календарю. Существуют даже
специальные таблицы для высчитывания этих дат. По
традиции Пасха празднуется в первое воскресенье после
весеннего полнолуния. Знающие люди говорят, что если
полнолуние случилось между днем весеннего равноденствия,
когда световой день равен темному времени суток, по
“старому” и “новому” стилю, то католики отмечают Пасху
раньше православных. Если же этого не произошло, то даты
Воскресения Христова совпадают. Интересно, что до 2025
года католическая и православная Пасха совпадут еще 5
раз. Кстати, у католиков Пасха иногда совпадает и с
еврейской. У православных же с еврейской не совпадает
никогда.
В православии празднику Пасхи придают особое значение.
Его еще называют “праздник праздников и торжество из
торжеств”. Пост, предшествующий православной Пасхе,
гораздо строже, чем у католиков. Для них запрет на мясо
действует только в "пепельную среду" и по пятницам. В
“пепельную среду” католики по обычаю посыпают свои
головы пеплом в знак раскаяния о совершенных грехах.
Святой пепел добывается при сжигании веток верб,
освященных в Вербное воскресенье в прошлом году.
В католицизме пост могут не соблюдать беременные
женщины, кормящие матери, ослабленные или больные. Кроме
того, “религиозной диеты” можно не придерживаться в
гостях, дабы не обидеть хозяев, и в дороге, где можно
просто не встретить подходящей пищи.
У православных же все гораздо серьезнее. В страстную
неделю всем без исключения верующим нельзя развлекаться
и бездельничать, нельзя есть мясо и рыбу, пить вино и
много чего еще. Зато уже пасхальный стол не имеет
никаких запретов. Испокон веков на Руси к празднику
готовили куличи и пасхи, запекали окорок, жарили
телятину... Все должно быть готово к субботе, когда
кулич, творожную пасху и крашеные яйца понесут святить в
церковь.
Кстати, обычай дарить на Пасху крашеные яйца ведет свое
начало со времен императора Тиберия. Мария Магдалина,
придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое
пасхальное яйцо со словами "Христос Воскресе", гласит
легенда. Неверующий император воскликнул: "Это так же
невероятно, как если бы яйцо стало красным". После его
слов яйцо покраснело. Есть и другое предание: капли
крови распятого Христа упали на землю, окаменели,
приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери
оставили на них следы в форме узоров. Символически же
пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как
из яйца рождается новое существо.
В России пасхальные яйца, полученные при
“христосовании”, наделялись чудесными свойствами. Их
зарывали в зерна, подготовленные для посева, чтобы
обеспечить богатый урожай, их использовали при поиске
кладов. Яйцами даже гладили домашних животных, чтобы они
были здоровыми, пытались тушить пожар, бросая их в
горящий дом, лечили больных. Кроме этого, христиане
считали, что пасхальные яства, освященные молитвою,
обладают силой помогать в трудные и важные минуты жизни.
Все съестное хозяйки прятали на ночь, чтобы ни одна мышь
не могла добраться до него: если мышь съест освященный
кусочек, то у нее вырастут крылья, она сделается летучей
мышью… Не правда ли, есть в этом что-то языческое?
О том, в какой степени вобрала в себя православная Пасха
элементы языческого фольклора, исследователи до сих пор
спорят. Бытует мнение, что православная Церковь просто
закрепила за периодом посева урожая такое выдающееся
событие, как Воскрешение Иисуса Христа.
Множество пасхальных обрядов на Руси совершалось в
Великий четверг, который православные называют “чистым”.
В этот день готовили свой дом к празднику: все мыли,
убирали, украшали. Купались до первых лучей солнца, в
воду опускали серебро и золото: будешь богатым и
крепким. Чтобы волосы стали густыми и длинными, женщины
подстригали кончики своих кос.
Кстати, у католиков многие пасхальные традиции тоже так
или иначе связаны с языческими поверьями. Например,
давным-давно германцы видели в зайцах посланников богини
Остары, которые “приносили” с собой весну. Впоследствии
возникла пасхальная легенда о зайцах, “откладывающих
яйца” в саду. Католики даже сами сооружают пасхальные
гнезда из мха, чтоб зайцу было помягче. Любимое
развлечение для детей – это искать яйца, а потом их
есть. Яйца могут быть шоколадными или простыми,
“заячьими”…
Но вернемся к русским пасхальным обычаям. В русском
народе верили, что в пасхальную ночь можно свидеться со
своими умершими родственниками. Для этого следует после
крестного хода спрятаться в храме со страстною свечкою
так, чтобы никто не заметил. Разговаривать с усопшими
нельзя, для этого есть другое место - кладбище. А вот у
девушек имелись свои пасхальные обычаи и приметы. Они
умывались водою с красного яйца, чтобы быть румяной,
становились на топор, чтобы стать крепкой.
Ни одна Пасха, как и Масленица на Руси, не обходилась
без гуляний - игры, хороводы, пляски, а в западных
губерниях - еще и обход дворов, напоминающий святочные
колядования…
Пройдя через 20 веков, православная Пасха дошла до века
21. Она, конечно, подутратила свои “четкие религиозные
рамки”. Согласно исследованиям, которые провел Фонд
общественного мнения, по “народной” значимости праздник
Светлого Христова Воскресения уступает только Новому
году и Дням рождения. При этом большая часть опрошенных
Фондом россиян видят в праздновании Пасхи - дань
традициям: историческим, семейным, народным, а 5 %
опрошенных отметили, что воспринимают Пасху лишь как
радостный, красивый праздник со всеми соответствующими
атрибутами – весельем, гостями, трапезой
|
Даты
Православной и Католической ПАСХИ
с 1918 по
2049
|
Год |
Право-
славная
пасха |
Католи-
ческая
пасха |
|
Год |
Право-
славная
пасха |
Католи-
ческая
пасха |
|
Год |
Право-
славная
пасха |
Католи-
ческая
пасха |
1918 |
05 мая |
31 мар |
|
1962 |
29 апр |
22 апр |
|
2006 |
23 апр |
16 апр |
1919 |
20 апр |
|
1963 |
14 апр |
|
2007 |
08 апр |
1920 |
11 апр |
04 апр |
|
1964 |
03 мая |
29 мар |
|
2008 |
27 апр |
23 мар |
1921 |
01 мая |
27 мар |
|
1965 |
25 апр |
18 апр |
|
2009 |
19 апр |
12 апр |
1922 |
16 апр |
|
1966 |
10 апр |
|
2010 |
04 апр |
1923 |
08 апр |
01 апр |
|
1967 |
30 апр |
26 мар |
|
2011 |
24 апр |
1924 |
27 апр |
20 апр |
|
1968 |
21 апр |
14 апр |
|
2012 |
15 апр |
08 апр |
1925 |
19 апр |
12 апр |
|
1969 |
13 апр |
06 апр |
|
2013 |
05 мая |
31 мар |
1926 |
02 мая |
04 апр |
|
1970 |
26 апр |
29 мар |
|
2014 |
20 апр |
1927 |
24 апр |
17 апр |
|
1971 |
18 апр |
11 апр |
|
2015 |
12 апр |
05 апр |
1928 |
15 апр |
08 апр |
|
1972 |
09 апр |
02 апр |
|
2016 |
01 мая |
27 мар |
1929 |
05 мая |
31 мар |
|
1973 |
29 апр |
22 апр |
|
2017 |
16 апр |
1930 |
20 апр |
|
1974 |
14 апр |
|
2018 |
08 апр |
01 апр |
1931 |
12 апр |
05 апр |
|
1975 |
04 мая |
30 мар |
|
2019 |
28 апр |
21 апр |
1932 |
01 мая |
27 мар |
|
1976 |
25 апр |
18 апр |
|
2020 |
19 апр |
12 апр |
1933 |
16 апр |
|
1977 |
10 апр |
|
2021 |
02 мая |
04 апр |
1934 |
08 апр |
01 апр |
|
1978 |
30 апр |
26 мар |
|
2022 |
24 апр |
17 апр |
1935 |
28 апр |
21 апр |
|
1979 |
22 апр |
15 апр |
|
2023 |
16 апр |
09 апр |
1936 |
12 апр |
|
1980 |
06 апр |
|
2024 |
05 мая |
31 мар |
1937 |
02 мая |
28 мар |
|
1981 |
26 апр |
19 апр |
|
2025 |
20 апр |
1938 |
24 апр |
17 апр |
|
1982 |
18 апр |
11 апр |
|
2026 |
12 апр |
05 апр |
1939 |
09 апр |
|
1983 |
08 мая |
03 апр |
|
2027 |
02 мая |
28 мар |
1940 |
28 апр |
24 мар |
|
1984 |
22 апр |
|
2028 |
16 апр |
1941 |
20 апр |
13 апр |
|
1985 |
14 апр |
07 апр |
|
2029 |
08 апр |
01 апр |
1942 |
05 апр |
|
1986 |
04 мая |
30 мар |
|
2030 |
28 апр |
21 апр |
1943 |
25 апр |
|
1987 |
19 апр |
|
2031 |
13 апр |
1944 |
16 апр |
09 апр |
|
1988 |
10 апр |
03 апр |
|
2032 |
02 мая |
28 мар |
1945 |
06 мая |
01 апр |
|
1989 |
30 апр |
26 мар |
|
2033 |
24 апр |
17 апр |
1946 |
21 апр |
|
1990 |
15 апр |
|
2034 |
09 апр |
1947 |
13 апр |
06 апр |
|
1991 |
07 апр |
31 мар |
|
2035 |
29 апр |
25 мар |
1948 |
02 мая |
28 мар |
|
1992 |
26 апр |
19 апр |
|
2036 |
20 апр |
13 апр |
1949 |
24 апр |
17 апр |
|
1993 |
18 апр |
11 апр |
|
2037 |
05 апр |
1950 |
09 апр |
|
1994 |
01 мая |
03 апр |
|
2038 |
25 апр |
1951 |
29 апр |
25 мар |
|
1995 |
23 апр |
16 апр |
|
2039 |
17 апр |
10 апр |
1952 |
20 апр |
13 апр |
|
1996 |
14 апр |
07 апр |
|
2040 |
06 мая |
01 апр |
1953 |
05 апр |
|
1997 |
27 апр |
30 мар |
|
2041 |
21 апр |
1954 |
25 апр |
18 апр |
|
1998 |
19 апр |
12 апр |
|
2042 |
13 апр |
06 апр |
1955 |
17 апр |
10 апр |
|
1999 |
11 апр |
04 апр |
|
2043 |
03 мая |
29 мар |
1956 |
06 мая |
01 апр |
|
2000 |
30 апр |
23 апр |
|
2044 |
24 апр |
17 апр |
1957 |
21 апр |
|
2001 |
15 апр |
|
2045 |
09 апр |
1958 |
13 апр |
06 апр |
|
2002 |
05 мая |
31 мар |
|
2046 |
29 апр |
25 мар |
1959 |
03 мая |
29 мар |
|
2003 |
27 апр |
20 апр |
|
2047 |
21 апр |
14 апр |
1960 |
17 апр |
|
2004 |
11 апр |
|
2048 |
05 апр |
1961 |
09 апр |
02 апр |
|
2005 |
01 мая |
27 мар |
|
2049 |
25 апр |
18 апр |
|
Возможно
Вам так же будет любопытна статья
Александра Чхартишвили
ПАСХАЛИЯ ЗАПАДНЫХ ХРИСТИАН И КАНОНЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В 2001
г. по Р.Х. православные христиане и католики праздновали
Пасху в один день, 2/15 апреля. Это совпадение
представляется хорошим поводом для того, чтобы
вспомнить, с каких пор существуют разные пасхалии (т.е.
системы расчета даты Пасхи), из каких соображений они
составлены, насколько реален возврат к единой пасхалии.
Прообразом христианской Пасхи, праздника Воскресения
Господа Иисуса Христа, была ветхозаветная Пасха (см.
Исх. 12:1-11, Лев. 23:5, Числ. 28:16, Втор. 16:1).
Праздновалась она в ночь с 14 на 15 число месяца авива
(или нисана), первого из месяцев иудейского
лунно-солнечного календаря. Всего в году было то 12, то
13 лунных месяцев, тринадцатый месяц время от времени
вставлялся таким образом, чтобы авив оставался весенним
месяцем. Четких календарных указаний (например, в какие
годы вставлять дополнительный месяц) в Ветхом Завете не
содержится, поэтому дата Пасхи определялась исходя из
наличного лунно-солнечного календаря.
Когда христиане стали праздновать новозаветную Пасху,
зависимость ее от лунных месяцев сохранилась.
Обусловлено это было как преемственностью по отношению к
Пасхе ветхозаветной, так и тем, что в Новом Завете нет
указаний на дату Воскресения Христова по солнечному
(юлианскому) календарю. Церковное предание также не
содержит однозначных сведений об этой дате. Поэтому для
нужд пасхалии составлялись специальные лунно-солнечные
календари, которые ни для каких других целей не
применялись.
К началу IV в. в христианском мире употреблялись три
пасхалии. Первая из них, александрийская, основывалась
на 19-летнем александрийском лунном цикле и была
наиболее распространена. Вторая, основанная на 84-летнем
лунном цикле, применялась Римской Церковью. Наконец,
третья, основанная на 19-летнем сирийском лунном цикле,
применялась христианами Сирии, Киликии и Месопотамии.
Эта пасхалия сильно отличалась от остальных двух в
следующем смысле. В Риме и Александрии жили по
солнечному календарю, а лунно-солнечный применялся лишь
для расчета Пасхи. Иное дело в Сирии - там
лунно-солнечный календарь испокон веков был общенародным
календарем, который сохранил свое значение и после
введения официального солнечного (юлианского). В этом
сирийском календаре (наследнике вавилонского) был месяц
нисан, и поэтому для сирийских христиан совершенно
естественно было праздновать Пасху в первый воскресный
день после 14 нисана своего календаря.
По сирийскому календарю Пасха дважды в течение 19 лет
праздновалась гораздо раньше, чем по александрийскому.
Оказалось также, что сирийский лунный цикл совпадает с
тем, который к тому времени стали использовать для
расчета своей Пасхи иудеи. Причину этого совпадения
выдающийся русский церковный историк В.В. Болотов
(1853-1900) видел в следующем: "Когда разрушен был
иудейский храм, для иудеев сделались практически
безразличны некоторые подробности их древней календарной
практики, и они усвоили ту систему интеркаляции месяцев
(т.е. вставки дополнительных месяцев - А.Ч.), которой
держались сирские селения, в которой они жили".
Аналогичное мнение высказывает современный американский
специалист в области хронологии Э. Бикерман:
"современный иудейский религиозный календарь с
вавилонскими названиями месяцев и вавилонской системой
упорядочения дополнительных месяцев является все той же
вавилонской 19-летней циклической системой, хотя и с
некоторыми незначительными изменениями".
Обусловленное довольно случайными, внешними
обстоятельствами совпадение сирийского и иудейского
календарей привело к неприятной ситуации: сирийские
протопасхиты (т.е. "празднующие Пасху раньше") как бы
невольно совершали Пасху в одно время с иудеями, а не с
прочими христианами.
В 325 г. Первый Вселенский Собор в Никее принял решение
относительно дня празднования Пасхи, осудив сирийскую
пасхалию. Текст постановления Никейского Собора до нас
не дошел (по мнению В.В. Болотова, не исключено, что
ограничились устным соглашением). Однако представление о
нем мы можем получить, рассмотрев 1-е правило
состоявшегося позднее Антиохийского Поместного Собора.
Вот текст этого правила: "Все дерзающие нарушати
определение святаго и великаго Собора, в Никеи бывшаго,
в присутствии благочестивейшаго и боголюбезнейшаго царя
Константина, о святом празднике спасительныя Пасхи, да
будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще
продолжат любопрительно возставати противу добраго
установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто от
предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или
диакон, после сего определения дерзнет к развращению
людей и к возмущению Церквей особитися и со иудеями
совершати Пасху: таковаго святый Собор отныне уже
осуждает быти чуждым Церкви, яко соделавшагося не токмо
виною греха для самого себя, но и виною разстройства и
развращения многих. И не токмо таковых Собор отрешает от
священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с
ними, по их извержении из священства. Изверженные же
лишаются и внешния чести, каковыя были они причастны по
святому правилу и Божию священству."
Сделаем два важных замечания. Во-первых, кроме
требования не праздновать Пасху с иудеями каноны
Православной Церкви содержат еще одно: не праздновать ее
ранее весеннего равноденствия (см. 7-е правило св.
апостолов: "Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон
святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с
иудеями праздновати будет: да будет извержен от
священнаго чина."). Этими двумя требованиями, по
существу, исчерпываются канонические требования к
пасхалии. Хотя, надо отметить, в 7-м правиле
Антиохийского Собора неявно содержится еще одно: нельзя
отделяться ("особитися") от общепринятой пасхалии. Если
таковой нет (напомним, что во времена Никейского Собора
кроме осужденной сирийской были еще две пасхалии -
александрийская и римская), то весьма желательно
стремиться к единству. Св. император Константин явно
выразил это соображение в письме из Никеи епископам, не
присутствовавшим на Соборе: "Здесь также рассуждаемо
было о дне Святейшей Пасхи, то по общему мнению признано
было лучшим, праздновать оную всем и везде в один
день... ибо что может быть благолепнее и что приличнее
для нас, как не всем по единому уставу и известным
образом, непогрешительно праздновать торжественный оный
день, в который мы получили надежду воскресения".
Во-вторых, подчеркнем следующее: осуждение пасхалии
протопасхитов вовсе не означало отвержения сирийского
лунного цикла как такового. Для того чтобы в этом
убедиться, достаточно раскрыть Типикон - круги Луны там
указаны в соответствии с ним. Можно также вспомнить, что
на основании того же сирийского лунного цикла определен
счет лет "от сотворения мира", по сей день принятый в
Русской Церкви (а до 1700 г. по Р.Х. - и в Российском
государстве).
Что имели в виду отцы Никейского и Антиохийского
Соборов, запрещая праздновать Пасху "с иудеями"? На этот
счет существуют различные точки зрения.
Первая точка зрения (традиционная). Авторитетные
византийские толкователи канонов Иоанн Зонара (XII в.),
Феодор Вальсамон (XII в) и Матфей Властарь (XIV в.)
считали, что каноны запрещают праздновать Пасху в один
день с иудеями или раньше их. По слову авторитетнейшего
современного канониста прот. В. Цыпина, именно с таким
смыслом соборное постановление о пасхалии вошли в жизнь
Церкви.
Если исходить из традиционной точки зрения, то пасхалия
западных христиан является очевидным нарушением канонов,
поскольку католическая Пасха время от времени совпадает
с иудейской, а иногда бывает раньше нее.
Вторая точка зрения ("критическая"). В наше время
некоторые православные авторы (еп. Петр (Л`Юилье), проф.
прот. Л. Воронов, проф. Д. Огицкий) подвергают сомнению
традиционное толкование. Основным аргументом является
следующий: известно, что и после Никейского собора
Церковь неоднократно праздновала Пасху в один день с
иудеями. Совпадения прекратились лишь в конце VIII в.
(по той причине, что календарный иудейский год в среднем
несколько короче юлианского, поэтому православная Пасха
медленно смещается вперед относительно иудейской).
Поэтому, по мнению вышеуказанных авторов, Зонара и
другие канонисты допустили ошибку, неправильно
истолковав каноны и сделав "неправомочные выводы из
современных им фактических данных пасхалии" (проф. Д.
Огицкий), т е. из того обстоятельства, что начиная с IX
в православная Пасха всегда совершалась позже иудейской.
Действительно, аргумент серьезный - если постановление
Никейского Собора запрещало праздновать Пасху в один
день с иудеями, то как могло быть так, чтобы Церковь не
раз его нарушала?
Можно выдвинуть такое соображение: отцы Никейского
Собора предвидели грядущее расхождение Пасх в конце VIII
в., допуская до тех пор редкие случайные совпадения (из
этого исходит, например, А.Н. Зелинский). Однако такое
объяснение вряд ли можно считать приемлемым. Отцы
Никейского Собора не все были богословами, не все в
тонкостях разбирались в пасхалических расчетах, однако
они были епископами, т. е. пастырями церковного народа.
И если они приняли постановление о Пасхе, то это
постановление было предназначено в первую очередь для их
паствы, а не только для христиан 9-го и последующих
веков.
Что касается истинного смысла канонов, то сторонники
"критической" точки зрения формулируют его следующим
образом: праздновать Пасху с иудеями означает "при
определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться
еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических
расчетов" (проф. Д. Огицкий). Рассмотрим, насколько
правомерно такое толкование.
Известно, что решения Никейского и Антиохийского Соборов
были в первую очередь направлены против практики
сирийских христиан-протопасхитов. Поэтому "критическое"
толкование можно было бы считать правомерным в том
случае, если бы протопасхиты действительно "держались
иудейской пасхалии". Однако, как мы отмечали выше,
сирийские христиане всего лишь совершали Пасху в
соответствии со своим народным лунно-солнечным
календарем, которым они пользовались и в быту, а до
этого пользовались их предки, за много столетий до
Рождества Христова (а может быть и до того, как праотец
Авраам покинул халдейский город Ур).
Таким образом, вряд ли правомерно обвинять сирийских
христиан в следовании иудейской практике, каковое
обвинение следует из "критической" точки зрения. На
самом деле имело место "случайное" совпадение
календарных систем (подобно тому, как сейчас Пасха
западных христиан время от времени "случайно" совпадает
с иудейской). Тем не менее, с точки зрения канонов
Церкви даже такое совпадение является недопустимым.
Третья точка зрения (разделяемая автором данной статьи).
Еще раз вспомним ситуацию, сложившуюся в Сирии в начале
IV в. по Р.Х. Местные христиане праздновали Пасху по
своему традиционному лунному циклу, который совпадал с
еврейским. Поэтому Пасха сирийских христиан каждый год
совпадала с иудейской (иногда была в тот же день, иногда
- с разницей в несколько дней). Это порождало соблазны,
и отцы Никейского собора принимают решение осудить
следование сирийскому лунному циклу. По нашему мнению,
буквальный смысл выражения "с иудеями" означал именно
это - вычисление Пасхи по тому же лунному циклу, по
которому вычисляют его иудеи. Что касается
догматического и пастырского смысла соборного решения,
то его весьма удачная формулировка содержится в
толковании на 7-е апостольское правило крупнейшего
сербского канониста еп. Никодима (Милаша): "для указания
на различие между Пасхой ветхозаветной и новозаветной,
не имеющих между собою ничего общего, и для устранения
всякой общности в священных обрядах между христианами и
иудеями".
(В этом весьма важном для наших рассмотрений различении
буквального и догматического смысла канона мы опираемся
на авторитет прот. В. Цыпина: "в идее всякого канона
содержится неизменный, догматически обусловленный
момент, но в своем конкретном и буквальном смысле канон
отражает и преходящие обстоятельства церковной жизни".)
С течением времени ситуация с празднованием Пасхи
существенно изменилась в двух аспектах.
Во-первых, лунно-солнечный календарь вышел из бытового
употребления сирийских христиан (по-видимому, это
произошло в связи с мусульманскими завоеваниями). Это
привело к тому, что буквальный смысл решения Никейского
собора перестал быть адекватным догматическому смыслу.
Действительно, если сирийский лунный цикл полностью
вышел из бытового употребления христиан, то и запрет
пользоваться им для расчета православной Пасхи потерял
всякий смысл - желающих нарушить этот запрет не только
не было, но, можно сказать, и не могло быть.
Во-вторых, как отмечалось выше, православная Пасха стала
по календарно-астрономическим причинам праздноваться
всегда после иудейской. Если в начале IV в. для
"разведения" христианской и иудейской Пасх требовалось
несовпадение лунных циклов, то с конца VIII в. стала
возможной более простая, но в то же время вполне
адекватная догматическому смыслу формулировка Зонары:
"Надо, чтобы их (т.е. иудеев - А.Ч.) непраздничный
праздник совершался сначала, а затем уже праздновалась
наша Пасха".
После соборного осуждения практики протопасхитов далеко
не сразу удалось привести в согласие пасхалию Римской
Церкви с александрийской пасхалией, которой следовали
остальные поместные Церкви. Однако в VI в. это наконец
произошло - Римская Церковь приняла александрийскую
пасхалию. Общехристианское единство в праздновании Пасхи
сохранялось до 1582 г., когда оно было нарушено папой
Григорием XIII, который ввел в Католической церкви
григорианский календарь и новую пасхалию. Как мы уже
отмечали, в соответствии с григорианской пасхалией
католики нередко празднуют Пасху в один день с иудеями,
причем с течением времени эти совпадения будут учащаться
- григорианский год в среднем несколько короче
иудейского. Папа Григорий счел возможным проигнорировать
канонические правила о непраздновании пасхи с иудеями, а
взамен достиг довольно точного следования фазам луны.
По нашему мнению, однако, возвращение к александрийской
пасхалии не является для западных христиан чем-то
невозможным - ведь они применяли ее на протяжении
тысячелетия. Прецедент имеется: напомним, что в VI в.
Рим отказался от своей традиционной пасхалии и принял
александрийскую.
Что касается Православной Церкви, то она не может
принять пасхалию, не соответствующую канонам и
постановлению Никейского Собора. По справедливому
замечанию прот. Ливерия Воронова, "попытка установить…
единую новую практику ценой пожертвования "никейскими
решениями", по всей вероятности, не столько помогла бы
устранить "внешний" соблазн видимой христианской
разделенности, сколько способствовала бы возникновению
гораздо худшего "внутреннего" соблазна, связанного с
появлением новых церковных разделений".
С
Пасхой похоже разобрались, а вот
Почему католики и православные празднуют Рождество в
разные дни?
Когда
же на самом деле родился Иисус Христос?
|
|