В 1755 г. в семье Виже родилась дочь
Луиза-Элизабет, которая унаследовала от матери красоту,
а от отца его художественные способности и любовь к
искусству. В монастырской школе, куда отправили Элизабет
ее родители в десятилетнем возрасте, учителя ворчали на
нее за недостаток уважения к грамматике и истории,
потому что на полях книг она рисовала маленькие
портреты. А отец гордился необыкновенными способностями
дочери и предрекал ей будущее художницы. К несчастью,
глупая случайность помешала ему убедиться в своей
правоте — он умер, подавившись рыбной косточкой, когда
девочке едва исполнилось 13 лет. Друзья отца взяли
сироту под свое покровительство и устроили в мастерскую
исторического живописца Габриэля Бриара, где она стала
делать большие успехи. Популярности Элизабет Виже в
немалой степени способствовали и ее расцветающая
красота, необыкновенная свежесть и нежность кожи,
изящество и стройность фигуры, редкий дар остроумия.
Впоследствии историки искусства напишут, что слава
Элизабет разнеслась по Парижу именно тогда, когда ее
ровесница австрийская принцесса Мария-Антуанетта
покинула свою родину и отправилась во Францию, чтобы
вскоре стать ее королевой. Пройдет еще несколько лет — и
их пути пересекутся. А в год восшествия на престол
Людовика XVI и Марии-Антуанетты, т.е. в 1774 гг.
Элизабет Виже, едва достигшая девятнадцатилетнего
возраста, была избрана в члены Академии св. Луки.
Среди ее почитателей фигурировали не только королева
и представители высшей знати, но и философ-просветитель
Даламбер и теоретик нового классицизма Лагарп. К тому
времени, выйдя замуж, Элизабет присовокупила к девичьему
имени фамилию мужа. Кстати, из-за того, что он занимался
продажей картин, Академия долго время не соглашалась
принять ее в свои ряды, несмотря на несомненный талант.
С автопортрета, созданного в 1789 г., смотрит
счастливая мать, обнимающая порывисто прильнувшую к ней
девочку. Молодая женщина причесана с легкой
небрежностью, ее волосы перехвачены атласной лентой.
Светлое платье, обнажающее плечи и руки, напоминает
античную тунику. В этом портрете отразилось то увлечение
античностью, которое во Франции стало модным в конце
XVIII века. Виже-Лебрен оно вдохновляло не только в
творчестве, но и на устройство «греческих вечеров». На
них художница и ее друзья в классических туниках и тогах
собирались вокруг стола, уставленного этрусскими вазами,
и пели под аккомпанемент лиры гимны Глюка. Эти вечера
впоследствии дали повод для клеветнических рассказов о
потраченных на них средствах. Один из таких ужинов
обошелся художнице всего в 15 франков, но молва
увеличила эту сумму до 20 тысяч, а когда Виже-Лебрен в
изгнании приехала в Петербург, там она услышала, что
пресловутый ужин стоил 80 тысяч франков. Так на
репутации художницы отразилась непопулярность королевы,
впавшей в немилость у народа.
На протяжении десяти лет Виже-Лебрен была не только
любимой портретисткой Марии-Антуанетты, но почти ее
подругой. Однако портреты королевы несут в себе мало
индивидуального. На них она неизменно предстает в
торжественной позе, а ее холодный взгляд и окружающая
роскошь говорят об особом положении сиятельной особы.
Художница рассказывала, что старалась, насколько
возможно, придать женщинам, которых изображала, позу и
выражение, соответствующие их характеру.
В первые дни революции Элизабет Виже-Лебрен вынуждена
была эмигрировать из Франции вместе с дочерью. Тогда она
еще не знала, что проведет в изгнании 12 лет, так как
имя ее попало в списки эмигрантов, которым под страхом
смертной казни запрещалось возвращение на родину.
Объехав едва ли не все страны Европы, Виже-Лебрен
повсюду пользовалась большим успехом. Вероятно, немалую
роль в этом играли и ее личные качества, ее ум, такт,
умение находить общий язык с людьми самых разных кругов:
от королей и министров до купцов. В 1795 г. художница
прибыла в Петербург, где нашла много своих друзей,
бежавших от революции. Ее встретили с почетом, приняли в
члены Императорской Академии художеств. В Петербурге она
провела шесть плодотворных лет, здесь выдала, правда,
против своей воли, дочь замуж за русского господина
Нигриса, а потом вернулась в Париж. На склоне лет
художница напишет мемуары, которые будут почти так же
популярны, как ее живопись.
|