Загадка
Моны Лизы (Джоконды)
Самая знаменитая в
мире картина, «Мона
Лиза», творение
Леонардо да Винчи,
находится в Лувре.
Она упоминается в
«Коде да Винчи» уже
в самом начале,
когда Лэнгдон и Софи
Невё находят
надпись, оставленную
Жаком Соньером на
защитном покрытии
картины.
«Мона
Лиза» была создана
между 1503 и 1506
годами и
окончательно
доработана в 1510
году. До сих пор
остается неясным,
кто именно позировал
великому мастеру.
Заказ на картину
художник получил от
Франчес‑ко дель
Джокондо,
флорентийского
торговца шелками, и
большинство
историков и
искусствоведов
полагают, что на
портрете запечатлена
Лиза Герардини, жена
Джокондо,
заказавшего портрет
в честь рождения их
второго сына,
появившегося на свет
в декабре 1502 года.
Тем не менее вот уже
500 лет не утихают
споры о том, кто же
действительно
изображен на этой
знаменитой картине.
|
 |
Слово «Мона»
скорее всего
сокращенная форма от
«монна» или «миа
донна», то есть
«миледи» или
«мадам». По‑французски
ее называют «La
Joconde», а по‑итальянски
— «La Gioconda»
(веселая), однако
это лишь игра слов,
совпадение с
фамилией той,
которая послужила
прообразом картины.
Портрет —
превосходный образец
излюбленной техники
Леонарда, так
называемого сфумато
— «дымчатой
светотени», нежного
полусвета с мягкой
гаммой тонов,
которые словно
слегка размазаны и
плавно переходят
один в другой. При
этом Леонардо
обозначает уголки
рта и глаз с такой
точностью и
изяществом, что
картина приобретает
истинно
фантастическое
качество.
Единственным
недостатком картины
является то, что
Мона Лиза лишена
бровей. Возможно,
это результат
излишнего усердия, с
которым картину
очищали в
последующие века. Не
исключено и то, что
натурщица великого
мастера могла сама
их полностью
выщипать, поскольку
в те времена это
было модно.
Некоторые
исследователи
утверждают, что
картина —
автопортрет самого
Леонардо, который
придал своему облику
женские черты или
даже черты
гермафродита. И
действительно, если
у изображения Моны
Лизы убрать волосы,
получится странное
бесполое лицо. Эту
гипотезу подтвердила
работа, проделанная
независимыми
исследователями —
Лилиан Шварц из
лаборатории «Белл
лэбс» и Дигби Квести
из лондонской
клиники Модсли,
подтвердивших
гипотезу о том, что
Леонардо мог в
образе Моны Лизы
изобразить себя.
Исследователи
сопоставили при
помощи особых
компьютерных
программ «Мону Лизу»
и автопортрет
Леонардо, сделанный,
когда тот был уже в
почтенном возрасте.
Результат получился
поразительный. «Мона
Лиза» оказалась едва
ли не зеркальным
отражением лица
великого мастера.
Почти все черты лица
идеально совпадали,
в том числе кончик
носа, губы и глаза.
В 1911 году «Мону
Лизу» украл из Лувра
итальянец Винченцо
Перуджа, работавший
в музее столяром. Он
просто вынес картину
из галереи, спрятав
ее под одеждой.
Знаменитая картина
отыскалась лишь в
1913 году, когда
похититель попытался
продать ее некоему
коллекционеру. До
этого шедевр
Леонардо хранился в
чемодане с двойным
дном. Содеянное
злоумышленник
объяснил тем, что
пожелал вернуть в
Италию картину,
вывезенную незаконно
Наполеоном
Бонапартом.
|